Моше Гончарок

Из истории американского еврейского анархистского движения в среде эмигрантов – выходцев из Российской империи.

 

Анархизм, со всеми претензиями на интернациональность и верой в единство человечества, всегда делился на национальные группы. Были русские, французские, испанские, итальянские, немецкие, польские, японские, китайские, бразильские, кубинские анархисты. Подобно этому были также и еврейские анархисты, объединяемые не только политическими убеждениями, но и языком, и традицией. Это не должно удивлять, поскольку анархисты всегда ценили различия между людьми - культурные, языковые, исторические - почти так же, как и связи между ними.

Еврейское анархистское движение, существовавшее в организованных формах на протяжении целого столетия (1880-е - 1980-е гг.) в ряде стран Западной Европы, в Северной и Латинской Америке и Израиле, несло в себе специфические черты, отличавшие эту ветвь международного анархизма от всех других. Признаками этой специфики являлись, прежде всего, язык общения - идиш, "партийный" язык Движения (если только выражение "партийный" вообще применимо к анархизму), а также достаточно ярко выраженный национальный характер постулатов - в виде постоянного обращения к еврейским традиционным литературно-философским источникам. Последнее становилось всё более и более заметным на протяжении десятилетий, исключая начальный период, когда еврейский анархизм переживал космополитическую эпоху, довольно скоро, впрочем, закончившуюся в силу невозможности привнести в Движение что-либо позитивное.

Космополитизм и антинационализм первых идеологов идиш-анархизма, в конечном счёте, не смог побороть национальной самобытности большинства участников Движения, а к 1950-м гг. членство в Движении почти автоматически стало означать не только стремление к справедливому переустройству мира (отнюдь не обязательно революционным путём), но и любовь к идишкайту.

Еврейское анархистское движение в таких странах, как США и Канада, Великобритания, Франция, Аргентина, Израиль, было представлено разнообразными федерациями, обществами, группами и союзами, использовавшими идиш в качестве официального языка общения и для ведения литературно-публицистической работы. С 1885 по 1991 годы в ряде стран мира выходили десятки анархистских газет и журналов на идиш, действовали книгоиздательства. В силу привязанности к еврейскому языку само Движение получило название идиш- анархизма или анархо-идишизма.

Еврейский анархизм возник и оформился в Западной Европе и Северной Америке в середине 80-х гг. XIX в. в среде эмигрантов из Российской империи. Абсолютное большинство организаторов и рядовых участников еврейского анарходвижения в США составляли выходцы из Российской империи. Массовый выезд еврейских бедняцких масс за границу в значительной степени был обусловлен волной погромов, прокатившихся после убийства народовольцами Александра II. Прибывавшие в Лондон и Нью-Йорк люди, относившиеся, в основном, к неимущим слоям - ремесленники и мелкие торговцы - довольно охотно шли навстречу радикальной пропаганде. Растерянные, не имевшие в первые годы своего пребывания на чужбине постоянного жилья, не знавшие других языков, кроме идиш и русского, евреи-эмигранты были вынуждены зарабатывать на жизнь себе и своим многодетным семьям тяжёлым физическим трудом, вдобавок - как правило - плохо оплачиваемым. Мужчины, женщины, подростки шли на фабрики, заводы, в ремесленные мастерские, где среди коренных рабочих местные анархисты и социалисты уже давно - с 1870-х гг. - вели свою агитацию. Отголоски воспоминаний о том времени можно заметить в романах таких писателей, как Генри Рот и Бернард Меламуд.

Именно в Англии и США (в первую очередь - в Лондоне и Нью-Йорке) среди российских эмигрантов получил международный анархизм своих самых преданных, самых верных сторонников. Выходцы из "черты оседлости" находились в очень тяжёлых экономических условиях; зачастую, чтобы добыть средства к существованию, они по 12-16 часов в сутки работали в "потогонных" мастерских и не видели никакого просвета впереди. Зачастую мечты о справедливой жизни перемешивались у них с озлобленностью на окружающую действительность. Соответственно они начинали относиться к достаточно равнодушному к их нуждам обществу (включая иногда даже местные еврейские зажиточные общины), - как к классово враждебной системе, которую необходимо разрушить.

Ни в Англии, ни в США не существовали влиятельные марксистские партии, а традиционный англосаксонский тред-юнионизм был совершенно чужд еврейским эмигрантам.

Именно анархисты первыми обратили внимание на потенциальных союзников своей идеологии в их среде. Если евреев-эмигрантов в 1870-х гг. в Англии и США было ещё немного и идеи такого провозвестника социализма в еврейском мире, как А.Либерман (то, что историки позднее охарактеризовали как еврейскую писаревщину), не привлекали особого внимания, - то положение радикальным образом переменилось после 1881 г., когда восточноевропейские эмигрантские массы хлынули в пределы Соединённого королевства. И именно к этому периоду относится изменение подхода к еврейскому вопросу со стороны западноевропейских социалистов, прежде вербовавших союзников лишь среди французов, немцев, итальянцев или испанцев. Антиеврейские настроения Прудона и Бакунина, не видевших в 1850-х - 1870-х годах революционного потенциала в "народе-паразите", состоявшем тогда из "торговцев и разносчиков", сменились ярко выраженным "интернационализмом для всех" и даже филосемитизмом в среде их учеников.

В США в середине 1880-х гг. еврейские анархисты создали группы "Пионире дер фрайхайт" ("Пионеры свободы") и основали ряд газет. Большинство которых вскоре прекратило существование, за исключением "Фрайе арбетер штиме" ("Свободный рабочий голос"), побившей рекорды долголетия: начавшая выходить в июле 1890 г., она закрылась в декабре 1977 г.

Возникновение анархистских групп в Северной Америке было связано с влиянием на еврейскую рабочую среду немецких анархистов-эмигрантов, в первую очередь Йоганна Моста, с которым близко познакомились первые вожди "Пионеров свободы" – выходцы из Литвы Александр Беркман и Эмма Голдман.

Демократические нормы Америки давали возможность развиваться анархистским группам и федерациям относительно беспрепятственно. Именно этим можно объяснить рост и развитие анархистского движения на Западе, совершенно официально организовывавшего газеты, журналы, клубы, прово- дившего собрания, встречи и другие меропр?ятия. В США уезжали революционеры-эмигранты из царской России, селились и работали там, в общем, беспрепятственно. Вид на жительство они, как правило, получали довольно легко.

На исходе XIX - начале ХХ вв., и вплоть до 1970-х годов, евреи составляли наиболее активный национальный элемент в анархизме Соединённых Штатов. Впрочем, так было не всегда.

Только после 1881 г., в результате первой массовой иммиграции из царской России, евреи ничали играть значительную роль в анархистском движении на Североамериканском континенте. До этого еврейские анархисты были немногочисленны и не составляли заметных групп. Исидор Штейн был активным участником немецкого крыла анархистского движения в Америке и стал секретарем Интернациональной Ассоциации Рабочего Класса, основанной в 1883 г. В более поздние годы евреи имели вес и в английской ветви анархистского движения. Среди них - Эмма Голдман и Александр Беркман, бывшие наиболее заметными, Виктор Ярос и Генри Коэн, которые сотрудничали с журналом Liberty Бенджамина Такера; также заслуживают упоминания такие люди как Герман Эйх, "рвущий лохмотья" поэт Портленда и Орегона, и Сигизмунд Даниэлевич - редактор "Бекона" в Сан-Диего и Сан-Франциско.

Русско- и идишеговорящая ветвь американского анархизма возникла как прямое следствие Хаймаркетских событий в 1886-1887 гг. Суд над чикагскими анархистами, широко освещенный американской прессой, вызвал большой интерес к анархистам и их идеям. Несправедливость процесса, варварство приговора (семеро получили высшую меру и один был осужден на 15 лет лишения свободы), характер и терпеливость подсудимых будоражили умы идеалистов, как евреев, так и неевреев.

Хаймаркетский процесс ускорил формирование группы еврейских анархистов в США, "Пионеров Свободы" (Pionere der Frayhayt) . Это произошло в тот день, когда был оглашен приговор Альберту Парсонсу, Августу Спиесу и их сообщникам. Основатели группы, не более дюжины в то время, были рядовыми рабочими, чьи имена остаются мало известными даже специалистам в области еврейской радикальной истории. Однако к ним скоро присоединилась группа замечательных писателей и ораторов, все до единого – выходцы из Российской империи: Шауль-Йосеф Яновский, Роман Луис, Гилель Золотарёв, Моше Кац, Яаков-Авраам Мэрисон и Давид Эдельштадт, сделавших эту группу одной из наиболее примечательных в истории анархистского движения. Всем им было в тот период лет по 20-25. Яновский и Кац родились в 1864 г., Золотарёв и Луис в 1865 г., Мэрисон и Эдельштадт в 1866. Они привнесли в Движение замечательные литературные и ораторские способности. Помимо этого, они являлись источником кипучей деятельной энергии, оказывавшей сильное воздействие на рабочие массы. Для того, чтобы спасти своих хаймаркетских товарищей от виселицы, они проводили митинги, устраивали ралли, собирали фонды и т.д. Также они организовали бал в Нижнем Ист-Сайде, средства от которого направили семьям подсудимых. В это же время они начали распространять анархистскую пропаганду среди еврейских иммигрантов из царской России, прибывавших во все больших количествах. В своем клубе, расположенном в самом центре Ист-Сайда, на Орчард стрит, они проводили еженедельные лекции, собиравшие толпы народа. Клубы анархистов под эгидой "Пионеров" располагались в Провиденсе и других местах. Деятельность других групп, преимущественно смешанного анархистско-социалистического характера, принимала более конкретные формы. Из них наиболее примечательны "Рыцари Свободы" (Riter der Frayhayt) из Филадельфии, основанные в 1889 г. анархистом, выходцем из Лондона, заимстовавшие имя еврейской группы в Уайтчепле. "Рыцари", следуя примеру "Пионеров", провели серию анархистских форумов, происходивших в воскресные вечера и посещавшихся сотнями рабочих. Известные анархисты из Нью-Йорка: Золотарёв, Луис, Эдельштадт и Кац приглашались для проведения лекций. При этом "Рыцари" хвастались собстенными ораторами в лице Макса Сталлера, Хаима Вайнберга и Исидора Прэнэра, произносивших зажигательные речи.

Названия "Pionere der Frayhayt" и "Riter der Frayhayt" подчеркивали не только тот факт, что анархисты делали свободу своим кредо, но и отражали влияние газеты "Frayhayt", выходившей на немецком языке под редакцией Иоганна Моста, на еврейское анархистское движение. Мост, хотя и нееврей, был главным апостолом для евреев Нью-Йорка и занимал место, сравнимое разве что с местом Рудольфа Рокера среди евреев Лондона, проживавших, как правило, в районе Ист-Энд. Его великолепные ораторские способности и острое перо, горячая приверженность социальной революции и пропаганде действием, снискали ему многочисленных и преданных соратников среди еврейских активистов, называвших его с легкой руки Морриса Хилкуита своим "первосвященником".

В лице Моста еврейские анархисты обрели отличного пропагандиста и агитатора, способного вдохновить своей революционной страстью даже тех евреев, а их было подавляющее большинство, которые очень смутно понимали немецкий, на котором он говорил. Его острые фразы, по словам Исраэля Копелова, члена "Пионеров Свободы" из Нью-Йорка, имели "разрушительную силу бомбы и динамита", о которых так часто говорил оратор. Благодаря Мосту наладились тесные связи между еврейской и немецкой ветвями движения в США, и Эмма Голдман произносила свои первые речи на немецком. В то же время, вдохновленные русским популизмом, многие еврейские анархисты, Голдман и Беркман в их числе, штудировали русскую революционную литературу и посещали русские радикальные собрания в среде иммигрантов, в частности, проводившиеся Русским Прогрессивным Объединением Нью-Йорка, чьими активными членами были Яновский и Копелов.

В те годы связи между Лондоном и Нью-Йорком были очень крепки, и еврейские анархисты в Америке продолжали читать и поддерживать "Арбейтер Фрайнд" ("Worker's Friend" - "Друг Рабочего"), издававшийся на идиш в Уайтчепельском гетто. Они также читали "Либерти" Бенджамина Такера, издававшуюся в Бостоне и "Аларм" ("Тревога") Дайера Лама, публиковавшуюся в Нью-Йорке, - при условии, конечно, достаточного знания английского языка. Однако, им не хватало собственного журнала, выходящего на идиш и отвечающего их нуждам. Дабы заполнить этот пробел, "Пионеры Свободы" объявили в январе 1889 г. о выходе в свет еженедельного издания, нареченного "Вархайт" ("Правда").

Для редактирования "Вархайт" был приглашён Йосеф Яффа из Уайтчапеля. Бывший студент йешивы в России, Яффа, до своего приезда в Лондон в 1886 г., проживал в Париже. Он свободно владел английским и французским и переводил с них на идиш. Он был секретарем "Международного клуба по просвещению трудящихся" (т.н. "Berner street club", анархистского клуба на Бернер стрит в Лондоне), основанного в 1885 г. Эрудит, поражавший своими языковыми способностями, был авторитетной фигурой Движения. В редакцию, помимо него, входили Исидор Рудашевский, Моше Кац, Гилель Золотарёв и Роман Луис.

"Вархайт", впервые увидевший свет 15 февраля 1889 г., был первым анархистским периодическим изданием на идиш, выходившим в США. Строго говоря,он являлся первым изданием такого типа во всем мире, поскольку "Арбейтер Фрайнд", хотя и основанный ещё в 1885 г., в первые годы своего существования не был чисто анархистской газетой. В "Вархайт" печатались статьи Иоганна Моста и Петра Кропоткина, стихи Давида Эдельштадта и Мориса Розенфельда, а также роман Э.Золя "Жерминаль". "Вархайт" просуществовал всего пять месяцев, в связи с финансовыми проблемами. В свет вышло только двадцать номеров.

Когда газета прекратила свое существование, Роман Луис и "Пионеры Свободы" организовали конференцию еврейских рабочих движений, федераций и профсоюзов США, на которой встал вопрос о создании единой рабочей газеты на идиш, с привлечением сотрудников - анархистов и социалистов. На шестой день социалисты и социал-демократы покинули её из-за идеологических разногласий с организаторами мероприятий. Затем стороны провели две отдельные конференции, и тогда же родились две соперничавшие газеты: у социалистов - "Ди Арбейтер Цайтунг", у анархистов - знаменитая "Ди Фрайе Арбейтер Штимме" ( ФАШ, - "Свободный рабочий голос". В дальнейшем, с переходом на новую орфографию еврейского языка в соответствии с нормами, разработанными ИВО и принятыми идишскими журналистами и писателями во всём мире (кроме СССР), название газеты стало писаться "Фрайе Арбетер Штиме".

Еврейский анархизм в США, с точки зрения историков, был самой динамичной силой в рабочем движении. Анархисты организовали целый ряд профсоюзов, принимали активное участие во многих забастовках того периода. Помимо этого, они играли важную роль в социальной и культурной жизни, спонсируя лекции, концерты, пикники и прочие культурнопросветительские мероприятия. Общеизвестен вклад интеллектуалов Движения в развитие языка, литературы и журналистики на идиш.

На своих лекциях (в ранний период существования Движения) анархисты проповедовали как одну из основных идей воинствующий атеизм, поскольку для них нападки на религию были неотделимы от нападок на правительство и капитал. Пропагандируя секулярную идишскую культуру, они боролись с традициями ортодоксального иудаизма. На протяжении ряда лет (начиная с 1889 г.) "Пионеры" публиковали перед самым святым для евреев праздником Йом-Киппур четырехстраничный журнал, в котором печатались антирелигиозные материалы и даже пародии на литургию и синагогальный ритуал. Существовала анархистская Пасхальная Аггада (Биньямин Фейгенбаум, составивший её в соответствии с анархистской идеологией того периода, доставлял и распространял в США экземпляры этого уникального издания, печатавшегося в Лондоне). Самым драматическим элементом антирелигиозной активности анархистов того периода являлись т.н. "балы Йом-Киппура", проходившие регулярно несколько лет подряд, и вызывавшие ярость ортодоксальных кругов еврейской общины США. В ряде городов прошли дебаты на религиозные темы между раввинами и анархистскими ораторами. Описание подобного рода анархистской деятельности того периода подробно изложено в интереснейшей книге одного из активистов Движения Йосефа Кагана "Di Yiddish-anarchistishe bavegung in Amerike" (издательство "Арбетер ринг", Филадельфия, 1945 г.).

Самым интересным явлением в связи с вышеизложенным является постепенное прекращение антирелигиозной пропаганды еврейским анархистским движением, в конце концов вообще сошедшей на нет. В 1940-е гг. традицию оголтелой и иногда попросту безграмотной критики религии вообще и иудаизма в частности прервал ряд анархистов - философов и писателей, имевших серьёзное еврейское традиционное образование (например, Аба Гордин и Мартин Бубер, - последний, исследуя философские проблемы иудаизма, имел колоссальное влияние на интеллектуалов).

Среди анархистов - авторов материалов, публиковавшихся в газетах и журналах на идиш в более позднее время, можно найти верующих людей и даже раввинов, оперировавших в своих поисках Свободы библейскими и талмудическими категориями и понятиями. Подтверждением тому служат материалы журнала "Yiddishe shriftn" ("Еврейские сочинения"), издававшегося в Нью-Йорке в 1941-1958 гг. Авторы этого издания прямо выводят идеалы свободы и анархизма из книг еврейских пророков, Мидрашей и Каббалы (отнюдь не вопреки им). В поздний период существования "Фрайе арбетер штиме" на её страницах также помещаются материалы подобного рода. Это, кстати, касается не только американской анархистской журналистики на идиш, но и израильской. Последний издатель тель-авивского журнала "Problemen", выходившего до 1989 г. включительно, предоставлял страницы и религиозным людям (статьи типа "Свободолюбивые идеи в ТАНАХе" были весьма популярны у последнего поколения еврейских анархистов).

Это явление немногочисленные исследователи идиш-анархистского движения трактуют по-разному. Д-р Мина Граур (Петах-Тиква, Израиль), например, связывает его с понятием "шлом-баит" ("мир в доме", "мир в семье", иврит). Т.е. анархо-идишисты, после нацистской бойни в Европе, оказались в одних рядах с другими пропагандистами умирающих языка и культуры на идиш. И в конечном итоге, пришли к выводу, что эта культура, столь любимая ими и мало известная новому поколению евреев, базируется на понятиях и ценностях традиционного иудаизма. В писаниях анархистов 1960-1980х гг. стала ощущаться даже некоторая ностальгия по навсегда ушедшей из этого мира жизни традиционного еврейского местечка. Ведь именно из этих местечек происходила большая часть старого поколения еврейских анархистов. Это, разумеется, не означало отказа от принципиальной критики клерикализма и официальной синагоги, связанной, в большинстве случаев, с государственными институтами.

Но вернемся к исходу XIX века. 17 января 1890 г. "Пионеры Свободы" созвали митинг, на котором присутствовали также представители "Рыцарей Свободы" и других групп. Помимо прочего, обсуждался вопрос о названии нового издания. После непродолжительных прений решили назвать своё детище "Fraye Arbeter Schtime" ("Фрайе Арбетер Штиме"). С целью создания фондов для субсидирования издания, лучшие трибуны анархистского движения, Луис и Кац из Нью-Йорка, Преннер и Вайнберг из Филадельфии, предприняли ряд турне по восточным и центральным штатам. В это же время каждую неделю выходила газета "Der Morgenschtern" ( "Утренняя Звезда"), редактировавшаяся д-ром Абой Бреславским в пероид с 17 января до 20 июня 1890 г. Издателем "Моргенштерна" был Эфраим Лондон, отец будущего конгрессмена Меира Лондона, державший магазин в Ист-Сайде и бывший в состоянии спонсировать издание. Кроме обычных материалов, касающихся проблем анархистского движения в США, там публиковались стихи и рассказы начинающих еврейских поэтов и писателей - эмигрантов из Российской империи, а также главы романа Чернышевского "Что делать?" в переводе на идиш. Сразу же после начала выхода в свет "Фрайе арбетер штиме" газета Бреславского - Лондона прекратила своё существование.

"Фрайе Арбейтер Штиме" родилась в День Независимости США, 4 июля 1890 г., и просуществала с некоторыми перерывами до конца декабря 1977 г. К моменту прекращения выхода в свет она являлась старейшей идишской газетой мира. Издаваясь каждую неделю на Ист-Бродвее, 184, она "совмещала в себе признаки рабочей газеты, радикального и литературного журнала и открытого университета". (Поль Аврич "Anarchist Portraits", Princeton University Press, 1988, p. 184). Она содержала переводы таких столпов анархистского движения, как Кропоткин, Мост, а также выдержки из произведений русских классиков, например "Накануне" Тургенева, поэмы Эдельштадта, Розенфельда и прочих. Первым редактором ФАШ был Роман Луис, чьи статьи затрагивали широкий спектр тем, одинаково хорошо владевший русским и идиш. Он прекрасно умел находить деньги на поддержку издания. Несмотря на все свои таланты, по неизвестным причинам, он продержался на своем посту всего полгода. Луиса сменил на этой должности д-р Яаков-Алтер Мэрисон, великолепный переводчик и эссеист. Наследником Мэрисона стал Давид Эдельштадт, специально вызванный из Цинциннати.

Крупнейший пролетарский еврейский поэт, выходец из Калуги, Эдельштадт дебютировал в анархистском "Вархайт". Эмма Голдман считала его великим поэтом и одним из самых выдающихся анархистов, когда-либо живших на этой земле. Преждевременная кончина Эдельштадта в 1892 г. от туберкулёза, в возрасте всего 26 лет, явилась тяжелым ударом для редакции ФАШ и всего Движения. Тем не менее, газета продолжала жить, руководимая Золотарёвым и Моше Кацем, одарённым молодым человеком, вскоре приобретшим широкую известность как переводчик трудов Кропоткина с русского на идиш.

В 1891 г. редакцию посетил Элизе Реклю, известнейший французский анархист, ученый, географ, друг Кропоткина. С этим визитом популярность ФАШ существенно возросла.

В связи с финансовыми трудностями ФАШ, зависимая от денежной поддержки рабочих, временно прекратила свое существование в 1894 г. Ее закрытие ознаменовало завершение первого периода в истории еврейского анархизма США. Газета снова начала выходить в свет в 1899 г.

Важным событием того времени явилось возникновение в 1895 г. литературно-политического журнала "Di Fraye Gezelshaft" ("Свободное общество") на 32 страницах, выходившего ежемесячно, редакция которого располагалась на Ист Бродвей, 202. Его редактор, М. Леонтьев (псевдоним Льва-Соломона Моисеева), был известен как переводчик европейской литературы на идиш и тесно сотрудничал с ФАШ в первый период ее существования. С помощью бывших редакторов ФАШ Леонтьев сделал свой журнал превосходным изданием, известным, помимо прочего, тем, что там публиковались новейшие работы Кропоткина, Элизе Реклю, Жана Грава, Себастьяна Фора и других европейских анархистов.

В 1897 г. Петр Кропоткин приехал с лекциями в Нью-Йорк и лично ознакомился с деятельностью еврейских анархистов. Результатом этого визита явилось завязывание его многолетних дружеских контактов с Шаулем Яновским, Гилелем Золотарёвым и другими. Он посещал многочисленные домашние собрания, одно из которых произошло у Золотарёва, и на котором обсуждалось дело Дрейфуса. Ни один из теоретиков анархизма не обладал таким непререкаемым авторитетом в рядах еврейского анархистского движения, как Петр Алексеевич Кропоткин. Общение с еврейскими анархистами Нью-Йорка проходило у него, в основном, на русском языке.

С возобновлением выхода в свет ФАШ в 1899 г. и до 1919 г. газетой руководил Шауль-Йосеф Яновский, известный оратор, журналист, переводчик, прославившийся редакторской деятельностью в лондонской анархистской газете на идиш "Арбейтер фрайнд", основанной в 1885г. выходцами из Российской империи.

В 1900 г. в США был создан т. н. "Арбетер Ринг" ("Рабочий Круг", "Рабочий Союз", идиш) - еврейская культурно-общественная организация социалистического направления. Образование ее было связано с целью взаимопомощи в случаях безработицы, болезни, смерти родных, при материальных затруднениях и для содействия рабочим движениям во всем мире. Одновременно "Арбетер Ринг" начал активную деятельность по распространению культуры на идиш. Эта работа включала издание книг на идиш, создание школ для взрослых и детей, певческих и театральных клубов. В свое время в ведении организации находилась обширная сеть светских еврейских школ. В 1940-70 - х гг. "АР" был довольно активен в Англии. С момента создания организации в США и Англии еврейское анархистское движение постоянно сотрудничало с ней. До момента своего закрытия на исходе 1977 г. ФАШ регулярно публиковала их рекламу и участвовала во всех культурных мероприятиях. ("Арбетер ринг" существует и сейчас в США и Израиле; но американская группа перешла на позиции чисто культуртрегерские, распространяя идишскую культуру во всех доступных формах, и полностью потеряла идеологическую закваску, - в то время как "АР" в Израиле, только эту закваску и сохранив, является не более чем местным псевдонимом Бунда.)

Анархисты принимали активное участие и в других рабочих организациях и кружках еврейского социалистического движения в США и Канаде, в особенности в области страхования жизни в случае болезни, несчастных случаев, похорон, в образовательных и культурных программах.

Шауль-Йосеф Яновский поднял литературно-публицистический уровень анархистской прессы США на идиш на высокую ступень. По натуре человек резкий и нетерпимый, судя по воспоминаниям современников, он был автором и администратором высокой квалификации. Приглашённый восстановить "Фрайе арбетер штиме" после неудачного начала деятельности этой газеты, он поставил дело на солидную основу. ФАШ обрела стабильность, отсутствовавшую в первый период существования этого печатного органа. Обладая большим талантом литератора и настоящей интуицией в деле поиска юных дарований в среде еврейской пишущей молодёжи, Яновский предоставил страницы газеты для многих молодых писателей и поэтов. Имена некоторых из них впоследствии прогремели на всю Америку и даже на весь мир. Фактически, большинство писателей, поэтов, литературоведов и критиков, писавших на идиш в США, начинали литературную карьеру именно на страницах ФАШ и других газет и журналов, редактировавшихся Яновским. С начала 1900-х гг. публиковаться "у Яновского" стало престижным делом для молодых литераторов. Читателей привлекал не только профессионализм газеты, но и "непартийный" выбор авторского коллектива: Яновского и других членов редакции интересовал талант, а не формальная принадлежность своих корреспондентов к тому или иному политическому течению. На протяжении десятилетий на страницах ФАШ встречались убеждённые антинационалисты и сионисты, революционеры и либералы, социалисты и анархисты, борцы с религией во всех её проявлениях и раввины. Яновский освещал новые взгляды на многие события в литературном и политическом мире, активно занимался переводами. К списку тех, кто внёс вклад в теорию и практику анархизма, таким как П.Кропоткин, Г.Золотарёв и Й.Мост, он добавил имена Рудольфа Рокера, Макса Неттлау, Авраама Фрумкина, Эммы Голдман и Вольтарины де Клер - американки нееврейского происхождения, изучившей идиш в филадельфийском гетто. Для еврейских рабочих, занимавшихся самообразованием, он публиковал переводы Августа Стриндберга и Генрика Ибсена, Бернарда Шоу и Оскара Уайльда, Леонида Андреева, Бернар-Лазара; печатал таких значительных еврейских писателей, поэтов и драматургов, как Авраам Райзен и Г.Лейвик. Редакторская колонка Яновского "Ойф дер вах" ("На страже") стала особенно любимой читателями за отточенность стиля. Со временем, под руководством Яновского, "Фрайе арбетер штиме" заняла ведущую позицию в идишистской прессе Соединённых Штатов, а, по мнению некоторых ярых поклонников газеты - и во всемирной журналистике на идиш. Уровень издания неуклонно поднимался по восходящей линии, и количество экземпляров (12, потом 15 тысяч) достигло 20 тысяч накануне первой мировой войны. Об этом пишут З. Райзен и П. Аврич.

Нужно добавить, что Яновский дал новое направление газете в общеполитическом плане. До 1894 г. ФАШ была полна обещаний скорой социальной революции и нацеливалась на тотальное разрушение существующей государственной системы. Раньше сам Яновский, как и большинство его товарищей, был последователем лидера немецких анархистов Й. Моста и ярым приверженцем его идеи "Propagande der tat" ("Пропаганды действием"). Еврейские погромы в царской России положили начало кризису в мировоззрении еврейских анархистов-эмигрантов и сильно подорвали их веру в интернационализм трудящихся масс. Вера в очистительный огонь социальной космополитической революции начала понемногу увядать уже после Кишиневского погрома и дела Бейлиса. Для разрешения социальной проблемы, заключил Яновский, анархизм требует более конструктивного подхода, чем бакунинское "разрушить старое общество до основания, а потом уже, на его обломках, строить новое". Для сторонников Яновского анархизм был философией человеческого достоинства и содружества, братства и любви, а не идеологией террористов-бомбометателей. "Прямые акции", как писала "Фрайе арбетер штиме", больше не обозначают насилие или свержение власти вооружённым путём, а, напротив, - организацию свободных профсоюзов, рабочих кооперативных групп различного типа. Большинство американских евреев-анархистов - участников Движения - разделяли этот либеральный подход и являлись противниками революционного индивидуального террора.

Будучи в ярости и негодовании после убийства 17-летним анархистом Леоном Чалгошем американского президента Мак-Кинли в 1901 г., Яновский стал призывать на страницах ФАШ к отказу от безмотивного террора, напоминая своим читателям, что времена Вальяна и Равашоля (французские анархо- террористы ХIХв.) прошли. Среди прочего, Яновский утверждал необходимость гармонии и мира в отношениях между людьми. Несмотря на всё это, конторские помещения ФАШ на Генри-стрит 185 были разгромлены обезумевшей толпой американских патриотов, а сам Яновский - жестоко избит.

Другим признаком сдвига во взглядах значительной части Движения было резкое снижение антирелигиозной агитации на страницах еврейской анархистской прессы.

К 1920 г. насчитывалось около 200 анархистских организаций, кружков и их отделений, включая "Найе Гезелшафт" в Нью-Йорке, Радикальную Библиотеку в Филадельфии, "Фрайхайт" в Балтиморе, "Кропоткин Культур Гезелшафт" в Лос-Анжелесе. Еврейские анрхисты были объединены в различные кооперативные организации, наиболее значительными из которых были Союз рабочих по изготовлению женской одежды, расположенный в Нью-Йорке на станции Пенсильвания и Союз рабочих по изготовлению одежды в Бронксе. В Филадельфии в то же самое время Хаим Вайнберг - представитель уже не существовавшей тогда организации "Рыцари Свободы", - руководил ассоциацией еврейских рабочих, которые субсидировали лекции, распределяли литературу, пытались обеспечить безработных местами. Эта ассоциация насчитывала до 900 членов. В тот же период существовали анархистские еврейские колонии и коммуны, в частности в Нью-Джерси, обладавшие предприятиями по изготовлению одежды (продававшейся по удешевленной цене), магазинами, школами.

После возрождения ФАШ появились новые анархистские издательства. Только в Нью-Йорке между 1900 и 1918 г. насчитывалось, по крайней мере, 10 отделений еврейских анархистских организаций (приблизительно 500 членов). Под влиянием иммигрантской волны из царской России, последовавшей за революцией 1905 г., имел место рост Движения во многих американских городах. В декабре 1910 г. была основана еврейская анархистская федерация (Федеративные Анархистские Группы в Америке - Федерирте анархистише групен ин Америке).

Поль Аврич в своей книге "Anarchist Portraits" приводит список из 20 анархистских газет и журналов на идиш, издававшихся в США с 1889 по 1977 год. Часть из них хранится в виде довольно полных подборок в некоторых крупных библиотеках и научных центрах Америки, Европы и Израиля, часть - практически не сохранилась до нашего времени, и встречается, в основном, в виде фотографий первых страниц и описаний современников, когда-то державших в своих руках сами оригиналы.

 

В ходе первой русской революции, начиная с 1905 г., в США были нанесены визиты многих видных деятелей радикальной оппозиции из царской России. Приезжали социал-демократы всех оттенков, эсеры, анархисты. Цели у всех них были, в общем, схожими: организация общественного мнения среди рабочих и интеллигенции в пользу революции, передача информации, сбор денежных средств. Кропоткин, находясь в Англии, успешно решал эти проблемы - тамошние анархисты, в первую очередь, члены еврейских организаций, базирующихся в Ист-Энде, быстро собирали деньги в помощь русским анархистам. В Европу и США нанесли серию визитов такие заслуженные деятели русского революционного движения и лица из близких к нему писательских кругов, как Николай Чайковский, Максим Горький, Григорий Гершуни, Екатерина Брешковская, а вместе с последней - Хаим Житловский. В 1907 г. американский и британский анархистский Красный Крест собирали средства и печатали воззвания в помощь русским анархистам, находившимся в заключении в царских тюрьмах, а также их семьям. В Нью-Йорке, Филадельфии, Детройте, Сан-Франциско, Чикаго, Балтиморе была организована серия благотворительных концертов, пикников, лекций, сбор от которых пошёл в помощь русским революционерам.

Февральскую революцию в России 1917 г. анархистская эмиграция встретила восторженно. Многие участники Движения (как и другие революционеры - бундовцы, эсеры, меньшевики, большевики и прочие) вернулись на родину. Приехал Кропоткин, которого Временное правительство и широкие массы встречали необычайно торжественно, а Керенский даже звал возглавить руководство страной (пусть и номинально, как символ настоящего борца с царизмом и революционера с огромными заслугами). Часть анархистов приняла Октябрьскую революцию, часть - нет (по моральным соображениям). Многие настаивали на третьем революционном перевороте, восстании против большевистской власти, мгновенно уничтожившей первые ростки гражданских свобод, полученных Россией после Февраля.

В числе других вернувшихся в Россию были А.Беркман и Э.Голдман, высланные из США за поддержку русской революции. Некоторое время эти интеллектуалы анархизма находились на Украине, в Гуляйпольской ставке Н.И.Махно, при Реввоенсовете его Повстанческой армии, участвуя в работе её культпросветотдела, вместе с рядом других анархистов-эмигрантов, вернувшихся из США и Европы весной - летом 1917 г. После разгрома большевиками анархистского движения в России Голдман и Беркман сумели уехать (1921г.) и до конца жизни вспоминали коммунистов с ужасом и омерзением. Остаток жизни оба они провели в странах Западной Европы.

В 1921г. в США была создана новая еврейская анархистская федерация - Идише анархистише федерацие фун Америке ун Кенеде. Формы работы остались прежними - издательство книг, журналов и газет, организация культурно-массовых мероприятий на идиш (которые с течением времени становились всё более культурными и всё менее массовыми,- по меткому замечанию, сделанному последним редактором израильского анархистского журнала "Проблемен" Й.Люденом в одной из бесед с автором этой книги).

В двадцатые годы пожертвования на деятельность еврейского анархистского движения всё ещё приходили со всех концов Америки и Канады. Заменить Шауля Яновского в редакции "Фрайе арбетер штиме" пришлось Йосефу Кагану. Этот человек, сильная и способная личность которого была известна в кругах Движения, приступил к своим обязанностям в 1923 г. До начала своей политической деятельности (если только анархистскую деятельность вообще можно назвать политической) Каган был рабочим на табачной фабрике в Филадельфии, где Вольтарина де Клер привлекла его к анархизму. Йосеф Каган был одним из ведущих деятелей в издательской Группе радикальной библиотеки, а также являлся одним из основателей еврейских анархистских колоний Стелтон в штате Нью-Джерси и Санрайз в Мичигане. В кругах историков еврейской литературы США известны четыре его книги (на темы исследования рабочего движения Америки последней трети XIX - первой половины ХХ вв.); он же был автором огромного количества статей в периодических изданиях. Каган был человеком твёрдым и зачастую даже грубоватым и посему не мог найти общего языка с рядом своих коллег по Движению. Например, Александр Беркман, отсидевший много лет в американской тюрьме, сам был человеком довольно нервным и испытывал к Кагану явную неприязнь, что видно по той характеристике, что дана последнему в ряде беркмановских статей. Он обвинял редактора ФАШ в деспотизме и диктаторских наклонностях, в отсутствии у него чётких позиций в анархистском мировоззрении и т. д.

В то же время, как считает Поль Аврич, исследовавший личность Кагана в ряде своих работ, отзывы эти были неверными и свидетельствуют лишь об антипатии Беркмана. С точки зрения Аврича, во времена Кагана качественный уровень ФАШ был высок, гораздо выше, чем во время редакторской деятельности Яновского. Во "Фрайе арбетер штиме" печатались очерки и статьи знаменитых авторов, в том числе самого Беркмана, Рудольфа Рокера, известнейшего историографа анархизма Макса Неттлау, Эммы Голдман, Всеволода Эйхенбаума - Волина (бывшего зам. председателя Реввоенсовета и руководителя культпросветотдела махновской армии), Григория Максимова и других. ФАШ превратилась в кладезь информации по истории анархистского движения вообще, и анархо-идишизма - в частности. Материалы газеты с 1920-х годов и до закрытия её в 1977 г. (исторические очерки, документы, воспоминания, текущая хроника) как будто специально подбирались редколлегией для будущих исследователей.

В 1920-х гг. печатались и короткие рассказы из повседневной жизни на английском языке, предназначенные для тех юных читателей, для которых идиш не был родным языком. Вообще, еврейское анархистское движение выпускало большое количество книг, брошюр и памфлетов на английском.

В 1920-е годы усилилось влияние коммунистов в идишистской среде США. Для того, чтобы не дать коммунистам подмять под себя все еврейские профсоюзы и общественные организации, анархисты заключили временный тактический союз с еврейскими социалистами. В эти годы была создана новая еженедельная газета "Дер юнион арбетер" ( "Профсоюзный рабочий"), орган анархистской группы при Международном союзе портних. Они заявили, что профсоюзные организации не должны находиться под контролем функционеров какой-либо партии.

В 1920-х и 1930-х годах продолжается обший процесс либерализации еврейского анархистского движения США, экстремистская позиция сменяется более терпимым отношением к общественно-политическим процессам. Некоторые анархисты начинают занимать ответственные посты в официальном профсоюзном движении. В 1930-х годах многие анархисты голосовали за Рузвельта. После московских процессов второй половины 1930-х гг. комунистическое движение США потеряло большую часть своих приверженцев. Но несмортя на ослабление коммунистического влияния в рабочем движении, анархисты и социалисты сохранили дружеские отношения.

Взгляды анархистов в 1920-х 1930-х гг. не сильно отличались от убеждений социалистов и либералов. Подобно леволиберальным течениям во всем мире, еврейский анархизм в США оказывал посильную помощь испанским республиканцам во ходе войны с франкистами.

Начало второй мировой войны и еврейская Катастрофа в Европе представились анархизму пределом морального падения цивилизации. Рудольф Рокер, эмигрировавший в США после прихода к власти в Германии нацистского режима, пришёл к выводу о необходимости вооружённой борьбы с Гитлером силами демократических государств. Еврейские анархисты США на страницах своей прессы требовали немедленного вступления в войну армий стран - участниц антигитлеровской коалиции. И если ещё в начале 1920-х годов Рокер вместе с Яновским считали большевиков исчадиями ада (Яновский, наслушавшись рассказов Беркмана и Голдман о Красной России, называл Ленина Мефистофелем русской революции), то теперь, во имя общей победы над Гитлером, анархисты настаивали на скорейшем присоединении американской и британской армий к военным действиям на стороне истекавшей кровью советской армии.

Между тем, редакция ФАШ переходила из рук в руки. Йосеф Каган оставил пост редактора в 1932 г., чтобы основать анархистскую колонию Санрайз в Мичигане. Руководство газетой осуществлялось советом редакторов: Яновский, Кон, Фрумкин. В 1934 г. на пост редактора был выбран Марк Мрачный (Кливанский), занимавший эту должность до 1940 г. Ветеран русской революции, друг Кропоткина, махновец, эрудит, талантливый автор, психоаналитик, он как никто другой соответствовал занимаемому им месту. Он был глубоко заинтересован положением дел в Испании, которое широко освещалось газетой. Поражение республиканцев явилось для него тяжелым ударом, в результате которого он оставил газету и Движение.

В 1939 г. умер Шауль-Йосеф Яновский. После ухода М.Мрачного "Фрайе арбетер штиме" возглавил д-р Герман Франк, в своё время бывший другом знаменитого германского анархиста Густава Ландауэра. За ним последовал Соло Линдер, бывший активист лондонской ветви еврейского анархистского движения. Его сменил Исидор Высоцкий, бывший известным анархо- синдикалистом ещё в годы первой мировой войны.

С течением времени круг читателей ФАШ уменьшался; газета начала выказывать явные признаки старения. Начав выходить в свет как еженедельник, она превратилась в ежемесячник; в последние годы своего существования, как отмечалось выше, она выходила раз в два месяца. Прошли времена еврейских гетто, были уничтожены последние местечки в Европе. Тяга к идишкайт сохранялась, как правило, лишь у тех ветеранов Движения, что сами родились и выросли в условиях компактного еврейского проживания, где идиш являлся действительно живым языком. Начиная с послевоенного времени, прекратился приток в Движение новых членов, знающих и любящих еврейский язык и культуру на нём. Идиш всё более и более превращался из нормального разговорного языка еврейского анархизма в некий язык-пароль, символизировавший принадлежность к старцам Движения. Ассимиляция и забвение национальных традиций, о чём ратовала в своё время значительная часть анархистов, сыграли с Движением злую шутку. Как результат этого, абсо- лютное большинство выросших в условиях американского "плавильного котла" детей еврейских анархистов не только не примыкали к Движению, но и не приобрели знаний об идишкайте вообще. Часть детей и внуков их, выросших в США, Англии и других странах, окончательно ассимилировались и вообще уже не считали себя евреями. Правда, встречались и исключения (лишь подтверждавшие правило). По рассказам Йосефа Людена при его встечах с автором этой книги, начиная со второй половины 1960-х гг., дети некоторых американских анархистов принялись, наоборот, искать свои национальные корни и даже обратились к иудаизму.

Старики-анархисты, с другой стороны, пытались поддержать своё еврейство работой по развитию еврейской культуры, активно сотрудничая в различных еврейских общественных организациях, в первую очередь - в "Арбетер ринг". Шелби Шапиро занял пост кассира этой организации и стал членом руководства нью-йоркской "Идиш-лиги", участником редакционного комитета журнала "Ойфн швел", органа этой идишистской организации. Герман Франк, друг Кропоткина, редактировавший одно время ФАШ, ещё на исходе 1940-х гг. указывал на необходимость сотрудничества еврейской анархистской федерации в межпартийных и беспартийных объединениях американских идишистов. В 1949 г. он был инициатором создания т. н. Свободного еврейского клуба в Нью-Йорке, издававшего свой бюллетень (см. примечание) и объединявшего представителей идишистских кругов, относившихся к различным общественно-политическим течениям. В секретариат организации и редколлегию бюллетеня, кроме д-ра Франка, входили также Х.Ш. Каждан и И. Н.Штейнберг, а после смерти Франка (10 августа 1952 г.) - и Л.Нельсон.

Д-р Шломо Саймон, друг Абы Гордина, автор многочис- ленных статей в ФАШ, посвящённых своему знаменитому товарищу, в 1960-х годах тесно сотрудничал с педагогическим журналом "Культур ун дерциунг" ("Культура и воспитание", редактор - Йосеф Млотек), публиковал в нём материалы, посвящённые проблемам системы идишских школ в США и еврейской традиции.

Увядание еврейской ветви анархизма в послевоенные годы неразрывно связано с общим спадом международного анархистского движения. Помимо объективных причин социально-экономического характера, о которых мы говорили в этой, а также в предыдущей, главах нашей книги, угасание анархизма связано также с кончиной всех выдающихся интеллектуальных лидеров Движения. Идеи, выдвинутые на гребне революционной волны последней трети девятнадцатого - первой трети двадцатого веков идейными руководителями анархизма, постепенно пришли в забвение вследствие глобальных политических и экономических перемен, произошедших в мире. Анархизм 1940-х - 1990-х гг. не выдвинул новых лидеров, которые были бы способны повести за собой молодых учеников.

8 февраля 1921 г. в подмосковном городе Дмитрове умер самый выдающийся интеллектуал международного анархистского движения Пётр Алексеевич Кропоткин.

В 1934 г. в Париже от старых ран и полного истощения организма в возрасте 45 лет скончался Нестор Иванович Махно, единственный руководитель российско-украинского крестьянского повстанчества, попытавшийся реализовать анархистские идеалы на практике.

В 1936 г. в Ницце покончил с собою Александр Беркман, заболевший неизлечимой болезнью и не желавший дожидаться мучительной смерти в больничной койке.

В 1940 г. в Торонто умерла его подруга Эмма Голдман. За год до этого в Нью-Йорке умер Шауль-Йосеф Яновский.

В 1945 г. в Париже, чудом избежав смерти от рук гитлеровцев и французских коллабрационистов в годы нацистской оккупации Франции, скончался Всеволод Михайлович Эйхенбаум (Волин) - "Столп анархии", интеллектуальный лидер махновского движения. За семь лет до этого в России был расстрелян в подвалах НКВД легендарный Лёва Задов.

В 1946 г. в Нью-Йорке умер Александр Шапиро, одна из выдающихся фигур русского, еврейского и международного анархизма, в начале ХХ в. бывший секретарём федерации идишеязычных анархистских групп Великобритании.

В 1950 г. в Чикаго скончался Григорий Максимов, чьими статьями вдохновлялась русская ветвь Движения ещё в дореволюционные годы.

В 1964 г. в Рамат-Гане, Израиль, умер Аба Гордин, раввин, один из духовных руководителей еврейского анархизма, до начала 1920-х гг. - лидер российского движения пананархизма и создатель социально-философской концепции интериндивидуализма, член Московской анархистской федерации, а позднее - заметная фигура анархизма американского; писатель, философ, публицист, чьими статьями многие десятилетия гордилась ФАШ.

К 1970-м гг. тираж ФАШ снизился до двух тысяч экземпляров. После нескольких лет общего застоя газета вновь воспряла под руководством Арна (Аарона) Торна. Он пробыл на посту редактора два последних года существования ФАШ (1975-1977). Но время брало своё. Читатели на идиш умирали в силу естественнейшей причины - старости. Еврейская анархистская федерация была распущена в 1966 году. Анархистские филиалы "Арбетер ринг" распались или слились с неанархистскими группами. Общество им. Кропоткина в Лос-Анжелесе скончалось последним, в 1975 г., просуществовав более полувека. В мае 1977 г. ФАШ дала свой последний ежегодный банкет, и это событие было освещено газетой "Нью-Йорк таймс". В декабре того же года старейшее в мире анархистское издание на идиш прекратило своё существование. Закрытие ФАШ ознаменовало конец еврейского анархистского движения в Америке. Строго говоря, нельзя упоминать сам термин движение применительно к еврейскому анархизму, начиная с периода, последовавшего за окончанием второй мировой войны. Массовое движение, состоявшее из рабочих, превратилось в группы и кружки, объединявшие стариков - любителей идишского слова, всё своё свободное время посвящавших воспоминаниям о днях боевой юности.

Последний редактор ФАШ пережил свою газету на семь лет. Аарон Торн скончался в ноябре 1985 года в Нью-Йорке. Он был последним журналистом, публиковавшим статьи в последней анархистской газете на идиш, выходившей в США.

Еврейский анархизм в Северной Америке внёс весомый вклад в историю рабочего движения и, одновременно, в историю развития культуры и языка идиш.

Участники еврейской ветви Движения относились к разным направлениям анархизма: прежде всего, к двум основным - анархо-коммунистическому и анархо-синдикалистскому, а также к анархо-индивидуалистическому, пананархизму и др. Объединяющей чертой биографий большинства из них является то, что абсолютное большинство участников Движения родилось и выросло в границах Российской империи (Польша, Литва, Белоруссия, Украина, собственно Россия, Восточная Румыния); классики Движения, такие как Беркман, Эдельштадт, Яновский, Золотарёв и другие знали русский язык не хуже, чем идиш. Любопытно отметить, что "кузницей кадров" для Движения в самом начале его пути стала Литва, в которой родились и выросли не менее 90% основателей идиш-анархизма (1860-е - 1880-е гг. рожд.). В связи с этим необходимо заметить, что это явление, несомненно, связано с традиционно высоким уровнем интеллектуального воспитания и образования еврейских детей и подростков именно в этой части Российской империи на протяжении сотен лет. Вильна, получившая название Литовского Иерусалима - Иерушалаим де-Лита, прославилась среди общин Восточной Европы высочайшим уровнем религиозного образования. "Отцы-основатели" еврейского анархистского движения, как правило, были выходцами из глубоко религиозной среды, учились и с успехом заканчивали лучшие литовские иешивы, параллельно овладевая несколькими языками: идиш, ивритом, арамейским, русским, а также, как правило, польским и немецким; в дальнейшем к этим языкам обычно добавлялся английский. Второе поколение активистов идиш-анархизма (1900-е - 1910-е гг. рожд.) было, в основном, выходцами из Польши и восточной части Австро-Венгрии (Черновцы и др.). Русский язык также был знаком большинству из них.

 

Еврейская ветвь международного анархистского движения - интереснейшая страница истории; во-первых, истории еврейского народа, во-вторых - истории революционного движения. Группы рабочих и интеллигентов, поставившие своей задачей пропаганду идей анархизма в еврейской среде, существовали с 1880-х до 1980-х гг. Это столетие дало миру десятки оригинальных мыслителей-анархистов, сотни интереснейших книг, написанных ими, многочисленные анархистские издательства, газеты и журналы. Еврейское анархистское движение зародилось в Западной Европе и США, в среде эмигрантов - рабочих и интеллигентов, выходцев из России. Почти все участники еврейского анархизма вышли из местечек или городов с компактным еврейским населением, родным языком которого являлся идиш. Это обусловило использование идиш в виде официального языка данной ветви Движения. На нём происходило основное общение участников конференций и съездов групп и федераций еврейских анархистов, на нём писались книги, статьи, материалы для периодических анархистских изданий, выходивших во многих странах мира - от Англии и Франции до США и Аргентины. Абсолютное большинство лидеров еврейского анархизма были людьми, получившими традиционное религиозное воспитание; учились в йешивах, многие считались талмид-хахамами, некоторые имели раввинские удостоверения. Углублённое изучение в детстве и юности Священного писания, Талмуда, средневековой философии, книг Каббалы, учения хасидизма наложило свой отпечаток на стиль мышления классиков еврейского анархизма - даже на тех из них, кто впоследствии выступал с безоговорочно атеистических позиций. Идиш-анархистише бавегунг было единственным европейским революционным движением нового и новейшего времени, среди идеологов которого встречались как убеждённые атеисты, так и глубоко верующие люди; как космополиты, так и сторонники "палестинской" версии решения национального вопроса - сионисты. После катастрофы восточноевропейского еврейства, уничтожения нацистами миллионов "природных" носителей языка идиш и традиционного "идишкайта", после ликвидации Сталиным еврейской культуры в СССР, участники еврейского анархистского движения, уцелевшие в странах Западной Европы, Северной и Латинской Америки, сохранили верность умиравшему языку идиш. Со времени, последовавшего за окончанием второй мировой войны, практически все известные автору этой книги участники идиш-анархизма проявляли глубокий интерес к сохранению культурных традиций еврейского народа, прилагали большие усилия к поддерживанию культуры на языке идиш. На исходе ХХ века последние еврейские анархисты - бывшие редакторы и читатели ныне уже не существующих газет и журналов - являются знатоками и приверженцами - идиш, активистами Идиш-Лиги, Арбетер ринг и других культурных идишистских организаций. Многие активисты еврейских анархистских групп и федераций - журналисты, писатели, поэты - привнесли много нового в современную еврейскую культуру на языке идиш, а некоторые (А.Гордин, Я.-М.Залкинд) - и в ивритскую культуру. Практическое исчезновение языка идиш из обихода современного анархизма, а вместе с ним - исчезновение еврейской ветви движения как таковой в конце ХХ в. - вызвало явное возрастание интереса к идиш-анархизму со стороны нееврейских энтузиастов - анархистов нашего времени.

Огромная литература (книги на исторические и философские темы, статьи, мемуары), а также до сих пор не опубликованные материалы на языке идиш, принадлежавшие участникам и активистам еврейского анархистского движения, до сих пор ждут своего исследователя. Абсолютное большинство этих документов существует лишь в их оригинальной идишской редакции и до сих пор не переведены ни на один язык мира.

Биографии А.Гордина, Й.Людена, десятков других личностей, о которых шла речь в этой статье, история анархистских еврейских обществ и издававшихся ими газет и журналов - поистине бездонный океан сведений по проблемам идеологии и практики Движения, а также еврейской и общечеловеческой культурной истории XIX - XX веков; каждое имя и название издания могли бы послужить темой, по меньшей мере, докторской диссертации.

В заключение хочется сказать, что при всех своих минусах анархистское движение, в разные периоды его существования, в частности, в его еврейской ипостаси, внесло огромный вклад в борьбу за идеалы свободы всего человечества, равно как и в культурный фонд человеческой цивилизации. Отрицание анархистами любой власти на земле было много чище любого её обожествления.

 

1

Silberner E. Western Socialism and the Jewish Question. Bialik Institute, Jerusalem, 1955. Pp.287-293.

2

Paul Avrich, Anarchist Portraits. Princeton University Press,1988, p.177.

Йосеф Яффа, “Ди арбетер бавегунг ин Нью-Йорк”. – Вархайт, 1.03.1889.

3

Л.Липоткин (Лазарев), “Русское анархическое движение в Северной Америке” (рукопись, хранящаяся в Международном архиве социальной истории, Амстердам, стр.112-115).

4

Герц Бургин, “Ди гешихте фун дер идишер арбейтер бевегунг ин Америка, Русланд ун Энгланд”, Нью-Йорк, 1915, стр.159.

5

О борьбе анархистов и социалистов за сферы влияния в среде евреев-эмигрантов из Российской имеперии во второй половине 1880-х гг. см. там же, с. 125-131, 134-139, 153. Об активизации групп “Пионерен дер фрайхайт” и “Ритер дер фрайхайт” в этой борьбе – см. стр.139-144.

6

Там же, стр.311.

7

Б.Вайнштейн, “Ферциг йор ин дер идишер арбейтер бавегунг”. Фарлаг “Векер” фун идишен социалистишен фарбанд. Нью-Йорк, 1924, стр.111-123.

Об образовании социал-демократической газеты “Арбейтер цайтунг” см. там же, стр.124-133.

8

Avrich, Anarchist Portraits, p.180-182.

9

Йосеф Каган, “Ди идиш-анархистише бавегунг ин Америке”. Нь-Йорк, “Арбетер ринг”, 1945, стр.91-115.

10

Там же.

11

Avrich, Anarchist Portraits, p.187.

12

Интересно отметить, что в советской исторической литературе на темы истории еврейского рабочего движения, по поводу многолетней деятельности такой известной организации, как “Арбетер ринг”, не было опубликовано ни одной работы за все годы существования СССР. Современные исследования на русском языке, в т.ч. и на Западе, странным образом продолжают эту тенденцию. Исключением является короткая статья, опубликованная в Краткой еврейской энциклопедии (КЕЭ, Иерусалим, 1976, стр.191).

13

См. материалы журнала “Лебнс-фрагн”, органа израильского отделения Бунда (основан в 1951г., выходит 1 раз в 2 месяца, редактор – публицист и искусствовед Ицхак Люден, младший брат Йосефа Людена (1908-1992), писателя и поэта-идишиста, последнего редактора анархистского журнала на идиш “Проблемен”, выходившего в 1960-1989 гг. в Израиле.

14

Залман Райзен, “Лексикон фун дер идишер литератур, пресе ун филологие”. Вильна, 1929.

15

“Фрайе арбетер штиме”, 20.09.1901.

16

Там же.

17

Там же.

18

Интересно отметить, что П.Аврич не включает в список анархистских изданий такой солидный журнал, как “Идише шрифтн”, 1941-1958, равно как и его английский аналог, журнал “Problems”, 1948-1950, выходившие в Нью-Йорке под редакцией Абы Гордина (1887-1964), эмигранта из СССР, создателя всероссийского движения пананархизма, участника Февральской и Октябрьской революций, одного из руководителей Московской анархистской федерации в 1917-1921гг, философа, писателя, поэта, журналиста и переводчика. Духовно-философские концепции мятежного раввина Гордина, так же как и идеи основанного им в США Еврейского этического общества (Идиш-Этише гезелшафт), не позволяют ряду исследователей отнести это уникальное явление к “чистому анархизму”. В то же время Пол Аврич охотно помещает в свой список антирелигиозные пропагандистские издания еврейских анархистов, выходившие в 1880-х – 1890-х гг. Накануне Йом Киппура. Из этого можно сделать вывод, что некоторые анарховеды, сами будучи людьми не религиозными, не понимали и не понимают, в чем суть духовных поисков таких гигантов анархистской доктрины, как А.Гордин и, скажем, раввин Яаков-Меир Залкинд (1875-1937, совмещал классические анархистские концепции со следованием еврейской религиозной традиции), и предпочитают о таких явлениях не упоминать вообще.

19

Яаков Овед. “Матаим шнот коммунот ба-Арцот ha-Брит”. Перек 16: “Санрайз ве-кеhилот анархистиот” (“Двести лет коммун в Соединенных Штатах”, гл.16: “Санрайз и анархистские общины”, стр.363-383.

20

“Фрайер идишер клуб”, бюллетень, вып.№12, стр.2.

 

 

Избранная библиография

 

Основные архивы и библиотеки:

 

ИВО (Идишер висншафтлехер институт, - Еврейский научный институт), - США, г. Нью-Йорк, и центральный Архив Бунда при ИВО.

CIRA (Centre de recherche international sur l'anarchisme, - Международный центр исследований анархизма), г. Лозанна, Швейцария.

Institut Internationaal voor Soziale Geschiedenis, - Международный институт социальной истории, г. Амстердам, Нидерланды (Личные архивы Р. Рокера, А. Беркмана, Э. Голдман и др.).

Library of Congress (Washington), P. Avrich Collection. - Личный архив Поля Аврича при Библиотеке Конгресса США.

The Central Archives for the History of the Jewish People, - Центральный архив истории еврейского народа при Еврейском университете в Иерусалиме, Гиват-Рам, Израиль (Личные архивы Германа Франка, Абы Гордина, частично - Йосефа Людена).

CZA (Central Zionist Archives, - Центральный сионистский архив, Иерусалим, Израиль (Архив Йосефа Лефтвича и др.).

 

Литература:

 

Avrich Paul. An American Anarchist: The Life of Voltarine de Cleyre. Princeton: Princeton Univ. Press, 1978.

Avrich Paul. Anarchist Portraits. Princeton: Princeton Univ. Press, 1988.

Avrich Paul. Anarchist Voices: An Oral History of Anarchism in America. Princeton: Princeton Univ. Press, 1995.

Bloom Bernard H. Yiddish Speeaking Socialists in America: 1892-1905. - "American Jewish Archives", April 1960.

Biagini Furio. Nati Altrove. Il movimento anarchico ebraico tra Mosca e New York. (Prefazione di Nathan Weinstock). Pisa, Biblioteca di storia dell' anarchismo, 1998.

Goncharok Moshe. Iz istorii pressy evreyskogo anarchistskogo dvizhenija. - "Vestnik evreyskogo universiteta v Moskve, №2(18). Moskva-Jerusalim, 1998, pp.135-156.

Goncharok Moshe. Ocherki po istorii evreyskogo anarchistskogo dvizhenija (idish-anarchizm). Jerusalem, "Problemen", 1998.

Goncharok Moshe. Pepel nashikh kostrov. Jerusalem, “Problemen”, 2002.

Goncharok Moshe. Anarchism i evreiskij vopros (o perepiske P.A.Kropotkina s M.Jarblumom. Anarcho-sionizm). – V knige: Petr Alekseevich Kropotkin I problemy modelirovaniya istoriko-kulturnogo razvitiya tzivilizatsii. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoi konferencii. SPb, 2005, str.378-400.

Gordin Abba. S.Yanovsky, his Life, Struggles and Achievement, 1864-1939. S.Yanovsky Memorial Committee, Los Angeles, 1957.

Graur Mina. An Anarchist "Rabbi". The Life and Teachings of Rudolf Rocker. St. Martin`s Press, New York. The Magnes Press, The Hebrew University, Jerusalem, 1997.

Graur Mina. Anarcho-Nationalism: Anarchist Attitudes Towards Jewish Nationalism and Zionism. - "Modern Judaism" 14 (1994).

Grinberg Daniel. Ruch Anarchictyczny w Europie zachodniej 1870-1914. Wydawnictwo Naukowe PWN, Warszawa, 1994.

Epstein Melech. The Anarchists. Jewish Labor in U.S.A. 1882-1914. New-York, 1950.

Izrine Jean-Marc. Les libertaires du Yiddishland. Toulouse, Alternative libertaire le coquelicot, 1998.

Yiddish Anarchist Bibliography. Editor: John Patten. A Kate Sharpley Library project in co-operation with "The Anarchist Archives Project". London, England - Cambridge, MA, USA, 1998.

Fishman William J. Jewish Radicals: from Czarist Stetl to London Ghetto. New York, 1974.

Fishman William J. East End Jewish Radicals 1875-1914. London, 1975.

Howe Irving (Edit.). Voices from the Yiddish. Essays, Memoirs, Diaries. The University of Michigan Press, 1972.

Howe Irving. World of Our Fathers. New York and London, 1976.

L'Anarchico e l'ebreo. Storia di un incontro. Centro studi libertari di Milano, 2001.

Levin Nora. Jewish Socialist Movements, 1870-1917. London, 1978.

Rocker Rudolf. The London Years. London, R.Rocker Book Committee, 1956.

Lexikon der Anarchie / Encyclpaedia of Anarchy. Deutschland/Germany. Verlag Schwarzer Nachtschatten, 1994 - ...

 

Альгемайне энциклопедие (Всеобщая энциклопедия). В 7-и томах. Издание фонда им.Ш.Дубнова и ЦИКО (Централ-идиш-культур-организацие), Нью-Йорк, 1950-1966.

Альми А. Хэшбн ун сах-акл.Капитл фун майн сефер-а-хаим (Подведение итогов. Глава из книги моей жизни).Буэнос-Айрес, 1959.

А.Альми-бух. Ликовэд А.Альмис верн а-бен-швиим (Книга, посвящённая семидесятилетию А.Альми). Буэнос-Айрес, Центр.союз польских евреев в Аргентине, 1962.

Бургин Герц. Ди гешихте фун дер идишер арбейтер бавегунг ин Америка, Русланд ун Энгланд, 1888-1913 (История еврейского рабочего движения в Америке, России и Англии, 1888-1913 гг.). Нью-Йорк, 1915.

Бялостоцкий Б.Я. Давид Эдельштат геденк-бух: цум зехцикстн йорцайт 1892-1952 (Сборник памяти Давида Эдельштадта, изданный к шестидесятой годовщине со дня его смерти). Сан-Франциско, "Комитет Д.Эдельштадта", 1953.

Гончарок Моше. Цу дер гешихте фун дер анархистишер пресе ойф идиш (К истории анархистской прессы на идиш). Иерусалим, "Проблемен", 1997.

Аба Гордин. Драйсик йор ин Лите ун Пойлн (Тридцать лет в Литве и Польше, - автобиография). Буэнос-Айрес, издание "Идишер рационалистишер гезелшафт", 1958.

Аба Гордин. Зихройнес ун хэшбойнэс (Зихронот ве-хешбонот, - Мемуарн фун дер русишер революцие 1919-1924). Цвейтер банд. - Времена и счёты. Воспоминания о русской революции, 1919-1924 гг. Часть вторая. Буэнос-Айрес, издание "Идишер рационалистишер гезелшафт", 1955.

Аба Гордин. Шауль Яновский - зайн лэбн, кемфн ун шафн (Ш.Яновский - его жизнь, борьба и творчество). Лос-Анжелес, 1957.

Гедалья П. Кемфер ун денкер (Борцы и мыслители). Тель-Авив, АШУАХ, 1963.

Гончарок Моше. Меа шаним шель итонут анархистит йеhудит (Сто лет еврейской анархистской прессы). - "Кешер" (Тель-Авив) №22, ноябрь 1997.

Гешихте фун дер идишер арбетер-бавегунг ин ди Фарейникте Штатн (История еврейского рабочего движения в Соединённых Штатах).Под ред. Чериковера. Т.2, Нью-Йорк, ИВО, 1945.

Граур Мина. А-итонут а-анархистит бе-идиш бе-Англия (Анархистская журналистика на идиш в Англии, 1885-1914 гг.). - "Кешер", журнал Института исследований еврейской прессы при Тель-Авивском университете, №6, ноябрь 1989 г.

Гиршауге Элиэзер. Тройм ун фарвиклехунг: зихройнес-фарцайхенунген ун бамеркунген вегн дер анархистишер бавегунг ин Пойлн (Мечта и реализация: очерки воспоминаний об анархистском движении в Польше). Тель-Авив, издано Диной Хузарска-Гиршауге, 1953.

Вайнберг Х.Л. Ферцик йор ин камф фар социалер бафрайунг (Сорок лет в борьбе за социальное освобождение). Лос-Анжелес, 1952.

Вайнштейн Б. Ферциг йор ин дер идишер арбейтер бавегунг (Сорок лет в еврейском рабочем движении). Нью-Йорк, 1924.

Винчевский Морис. Гезамлте верк. Центер банд, цвейтер тейл (Избранные сочинения, часть вторая). Нью-Йорк, 1927.

Золотарёв Гиллель. Геклибене шрифтн (Избранные сочинения). Нью-Йорк, 1924.

Закс А.Ш. Ди гешихте фун Арбейтер-Ринг 1892-1925. Эрштер тейл (История Арбетер-Ринг 1892-1925. Первая часть). Нью-Йорк, "Арбетер ринг", май 1925.

Зильбернер Эдмунд. Социализм маарави ве-шеелат йеhудим (Западный социализм и еврейский вопрос). Пер. Накдимон Рогель. Книгоиздат-во Еврейского Агенства (Сохнут). Институт им. Х.-Н.Бялика (Мосад Бялик). Иерусалим, 1955.

Житловский Хаим. Д-р Гиллель Золотарёв ун зайн националистишер анархизм ( Д-р Гиллель Золотарёв и его националистический анархизм). Нью-Йорк, 1923. (25 с.).

Яновский Шауль-Йосеф. Эрште йорн фун идишн фрайhайтлехн социализм (Первые годы еврейского либертарного социализма). Нью-Йорк, 1948.

Идн ин Энгланд, штудиес ун материалн, 1880-1940 (Евреи в Англии, исследования и материалы, - 1880-1940гг.). Издание ИВО, Нью-Йорк, 1966.

Лазар, Ландауэр, Мюзам - анархистим йеhудим ( Б.Лазар, Г.Ландауэр, Э.Мюзам - евреи-анархисты). Под ред. Хаима Зелигмана и Яакова Горена. Издание Яд-Табенкин, научно-исследовательского центра при киббуцном движении ТАКАМ, Рамат-Эфаль, 1997.

Йосеф Люден. Курце гешихте фун анархистишн геданк (Краткая история анархистской мысли). Издат-во "Проблемен", Тель-Авив, 1984.

Овед Яаков. Матаим шнот коммуна бе-Арцот hа-Брит (Двести лет коммун в Соединённных Штатах Америки). Гл. "Санрайз" и анархистские общины". Тель-Авив, "hа-Киббуц hа-Меухад", 1986.

Мэрисон Яаков-Авраам. Ди теорие ун практик фун анархизм, геклибене шрифтен (Теория и практика анархизма, избранные сочинения). Нью-Йорк, "Найе гезелшафт ун Ферер Сентер брентчес фун Арбетер Ринг", 1927.

Мармор Калман. Давид Эдельштадт. Нью-Йорк, издание ИКУФ (Идишер-Культур Фарбанд), 1950.

Финф ун зибецик йор идишер пресе ин Америке 1870-1945 (Семьдесят пять лет еврейской прессы в Америке, 1870-1945 гг.). Сборник. Нью-Йорк, 1945.

Франк Герман. Геклибене шрифтн (Избранные произведения). Нью-Йорк, 1954.

Франк Герман. Анархо-социалистише идеен ун бавегунген бай идн (Анархо-социалистические идеи и движения у евреев). Париж, 1951.

Фрумкин Авраам. Ин фрилинг фун идишн социализм (Весной еврейского социализма). Нью-Йорк, 1940.

Каhан Йосеф. Ди идиш-анархистише бавегунг ин Америке (Идиш-анархистское - еврейско-анархистское - движение в Америке). Юбилейное издание "Радикал лейбрэри" - "Арбетер Ринг", Филадельфия, 1945.

Копелов (Копелев) Исраэль. Амол ин Америке (Зихройнес фун дем идишн лэбн ин Америке, 1883-1904) - Когда-то в Америке (Воспоминания из еврейской жизни в Америке, 1883-1904 гг.). Варшава, 1924.

Копелов (Копелев) Исраэль. Амол ун шпетер (Когда-то - и позднее). Вильна, 1932.

Кац (Катц) Моше. Геклибенэ шрифтн (Избранные произведения). Нью-Йорк, 1939.

Кропоткин-замлбух (Кропоткинский сборник). Посв. 25-летию со дня смерти П.А.Кропоткина. Под ред. Яакова Сигала. Буэнос-Айрес, издат-во группы "Давид Эдельштат", 1947.

Рудольф Рокер. Ин штурэм (В буре). Лондон, издание "Лондонской группы "Фрайе арбетер штиме", 1952.

Рудольф Рокер. Национализм ун культур (Национализм и культура). Буэнос-Айрес, "Идишер рационалистишер гезелшафт", 1949.

Райзен, Залман. Лексикон фун дер идишер литератур, пресе ун филологие (Лексикон еврейской литературы, прессы и филологии, в 4-х частях). - Вильна, 1926-1929.

Штейнберг Ицхак-Нахман. Ин камф фар ид ун ментш (В борьбе за еврея и человека). Буэнос-Айрес, 1952.

Основные издания анархистской прессы на идиш:

"Дер арбейтер фрайнд", Лондон, 1885-1932.

"Дос фрайе ворт", Буэнос-Айрес, 1936-1976.

"Ди фрайе арбетер штиме", Нью-Йорк, 1890-1977.

"Дер фрайер геданк", Париж, 1949-1965.

"Жерминаль", Лондон, 1900-1909.

"Идише шрифтн", Нью-Йорк, 1941-1958.

"Проблемот"/"Проблемен", Тель-Авив, 1960-1989.

Предлагаемая вниманию читателей статья представляет собой авторскую компиляцию из глав монографии “Век воли. Очерки истории еврейского анархистского движения (идиш-анархизм)”, Иерусалим, издат-во “Проблемен”, 2002, - посвященных одному из значимых эпизодов истории американского анархизма.

Hosted by uCoz