АНАРХИЗМ
Статья помещена в КЕЭ - Краткой еврейской энциклопедии в 12-и томах, выходящей в Иерусалиме с 1976 г., - приложение №3, 2003г.
Еврейский анархизм. Международное еврейское анархистское движение зародилось в 1880-х гг. в странах Западной Европы, Северной и Латинской Америки в среде эмигрантов – выходцев из Российской империи. Массовая волна эмиграции последовала за убийством народовольцами императора Александра II (1881 г.) и породила массовое евр. рабочее движение в странах Запада (в первую очередь, в Англии и США), в котором анархисты играли видную роль вплоть до Первой Мировой войны. Анарх. движение среди евреев использовало идиш – язык широких народных масс – сперва, в основном, в целях пропаганды идей А. Постепенно, начиная с 1940-х гг., еврейское анарх. движение стало фактически представлять собой специфическое ответвление идишизма, хотя культуртрегерские тенденции в отношении развития культуры на идиш в среде евр. анархистов начали проявляляться еще в 1890-х гг.
Среди участников евр. А. были
сторонники всех основных течений международного
А. – анархо-коммунисты, анархо-синдикалисты,
анархо-индивидуалисты. Наибольшее влияние на
евр. А. имели идеи П.А.Кропоткина и Рудольфа
Рокера (1873-1958), значительно меньшее – М.А.Бакунина
и П.-Ж.Прудона. После Второй мировой войны
идеологические отличия между разными группами
евр. А. постепенно стирались. Абсолютное
большинство евр. анархистов были противниками
тактики индивидуального террора и сторонниками
культурного просвещения масс (исключение
составлял ряд евр. анарх. групп на территории
Российской империи).
Первые организационно оформленные группы евр. А.
– “Пионире дер фрайhайт” (“Пионеры свободы”,
Нью-Йорк - Филадельфия, осн. в 1886 г.) и “Ритер дер
фрайhайт” (“Рыцари свободы”, Филадельфия, осн. в
1889 г.).
История евр. А. неразрывно связана с историей идишской журналистики.В период с 1889 до 1991 гг. в мире издавалось более 30 анарх. газет и журналов на идиш. Первая евр. газета, в состав редакции которой вошли анархисты – ежемесячник “Арбетер фрайнд” (Лондон, 1885 г., чисто анархистским стал весной 1892 г., выходил с перерывами до 1932 г., тираж 4000 экз., гл.редактор – Р.Рокер), бывший официальным органом основанной в 1902 г. Федерации идишеговорящих анарх. групп Великобритании и Франции. При редакции “Арбетер фрайнд” существовало книгоиздательство, выпустившее в период 1904-1914 гг. книг общим тиражом 80 тыс. экз. ( евр. литература, анарх. классика и произведения амер., европейских и русских писателей в переводе на идиш). В Англии на идиш издавался также теоретический журнал международного евр. А. – “Жерминаль” (1900-1909 гг., редактор - Рокер).
Первая чисто анархистская газета в
мире – еженедельник “Варhайт” (1889 г., Нью-Йорк,
орган “Пионеров свободы”). В 1889-1977 гг. в США
выходило до 20 евр. анарх. газет и журналов,
некоторые из которых внесли заметный вклад в
развитие языка и культуры идиш. Среди них –
издававшиеся в Нью-Йорке “Абенд-цайтунг” (1906 г.,
ежедневник ), “Ди фрайе гезелшафт” (1895-1900, 1910-1911
гг., ежемесячник), “Ди фрайhайт” (1913-1914 гг.,
ежемесячник), “Дер штурм” (1917-1918 гг.). Главный
орган международного евр. А. – еженедельник
(впоследствии ежемесячник) “Фрайе арбетер
штиме” (1890-1977 гг., Нью-Йорк, в начале 20 в. тираж
достигал 12-14 тыс. экз., газета еврейской
анархистской федерации США, существовавшей в
1910-1966 гг.). “Фрайе арбетер штиме” была очень
популярна в кругах идишеязычной интеллигенции и
на протяжении десятилетий фактически выполняла
функцию открытого евр. народного университета. В
1920 г. в США насчитывалось ок.200 евр. анарх.
организаций, групп и кружков, некоторые из
которых располагали своими книгоиздательствами,
выпускавшими книги, брошюры, сборники статей на
темы А. и еврейской литературы. Самое известное
книгоиздательство евр. А. в США – “Кропоткин
литератур-гезелшафт” (“Литературное
издательство им. Кропоткина” (1913-1975 гг.,
Лос-Анжелес). Евр. анархисты активно участвовали
в деятельности международной идишистской
культуртрегерской рабочей организации “Арбетер
ринг” (США, Канада, Англия) с момента ее создания
в 1900 г. Анарх. секции при этой организации
распались во второй половине 1960-х гг., в связи с
общим угасанием евр. А. и идишской культуры. Абба
Гордин (1887-1964), эмигрант из России, бывший лидер
российского движения пананархизма, участник
революций 1917 г., в1925-1958 гг. живший в Нью-Йорке, был
автором ок. 40 книг на идиш, иврите, англ. и русском
языках. Он обращался в своих трудах к писаниям
пророков ТАНАХа и синтезировал классический
анархизм и библейский иудаизм. Он основал
“Идиш-этишер гезелшафт” (“Еврейское этическое
общество”, 1936-1957), издававшее журнал “Идише
шрифтн”, а также был редактором журнала на англ.
языке “Проблемс” (1948-1951).
В Аргентине, в Буэнос-Айресе, в 1908-1929 гг. выходили 7
анарх. газет на идиш, активно действовала
“Библиотека им. Давида Эдельштадта”, популярная
среди евр. рабочих. В 1936-1975 гг. выходил
ежемесячник “Дос фрайе ворт” (посл. редактор –
Йона Городисский, 1895-1977), при котором в 1930-х – 1960-х
гг. существовало “Идише рационалистише
гезелшафт” (“Еврейское рационалистическое
общество”), издававшее большое число анарх.
литературы и мемуары на идиш. Это общество
являлось активным членом аргентинского
отделения Всемирного конгресса еврейской
культуры (центр – в Нью-Йорке) и “Идиш-лиги”
(Нью-Йорк).
Во Франции самым известной группой евр. А. было общество “Дер фрайер геданк”, связанное с одноименным ежемесячным журналом на идиш (1949-1965, Париж), редактор которого, Давид Штетнер (Стеттнер, р.1920), активно сотрудничал с французским отделением Бунда в деле популяризации идишской секулярной культуры.
Многие активисты евр. А. были интеллектуалы, известные в литературных и журналистских кругах, авторы работ на исторические, социологические и философские темы, писатели и поэты: Александр Беркман (1870-1936), Эмма Голдман (1869-1940), Давид Эдельштадт (1866-1892), Йосеф Бовшовер (1873-1915), Моррис Розенфельд (Моше-Яаков Алтер, 1862-1923), Шауль-Йосеф Яновский (1864-1939), Хиллел Золотарев (1865-1921), Яаков-Авраhам Мэрисон (1866-19…), Роман Луис (186…-1918), М.Леонтьев (Леон С.Моисеев, 1872 –19…), Йосеф Каhан (1878-1953), Моше Кац (1864-19…), Йосеф Яффа (1853- ок.1915), Авраhам Фрумкин (1873-19…), Герман Франк (1892-195…), Лейб Млотек (Финкельштейн, ок. 1874-19…), Йехиэль Кон (1867-19…), Исраэль-Йехиэль Копелев (Копелоф, 1858-1933), Моше (Моррис) Майер (1879-19…), Б.Ривкин (Барух-Авраам Вайнриб, 1883-19…), Шалом-Шмуэль Шварцбард (1886-1938), Марк Мрачный (Кливанский, 1892-1975), Ф.Альми (Элияhу-Хаим Шепс, 1892-1963), Аhарон (Арн) Торн (1904-1985). Большинство идеологов евр. А. жило в Нью-Йорке. Почти все интеллектуалы евр. А. были выходцами из России.
Период космополитизма, характерного для раннего евр. А., окончательно закончился во второй половине 1940-х гг. Среди деятелей движения уже после Кишиневского погрома 1903 г.выделились сторонники д-ра Хиллела Золотарева, настаивавшие на возвращении евреев в Палестину (т.н. анархо-сионизм). Некоторые активисты евр. А. в разное время участвовали в деятельности движений Ховевей Цион и Поалей Цион или идеологически были близки к ним (М.Розенфельд, Я.-А.Мэрисон, М.Леонтьев, М.Кац , Б.Ривкин). Первым, вынесшим тему сионизма на обсуждение анарх. нееврейских кругов, был Марк (Мордехай) Ярблюм (1887-1972), вступивший в открытую дискуссию с Кропоткиным на страницах русского анархистского эмигрантского журнала “Хлеб и воля” (1907 г.). Впоследствии Ярблюм совершил алию в Эрец Исраэль и стал известной фигурой в израильском политическом истэблишменте. Выражали желание приехать в Палестину Ш.Шварцбард и А.Беркман. Колоритной фигурой евр. А. был сионист Яаков-Меир Залкинд (1875-1938), ортодоксальный еврей, раввин, доктор философии, филологии и лингвистики, знавший ок. 30 языков, переводивший трактаты Талмуда на идиш.
В целом, евр. А. отнесся благожелательно к созданию Гос-ва Израиль. Борьба ряда космополитически настроенных активистов движения с еврейским национализмом постепенно сменился в годы, последовавшие за окончанием Второй мировой войны, симпатией к идее создания евр. национального очага. Глубокой симпатией к Израилю отличалась позиция еврейской федерации США начиная с 1948 г. Орган федерации, газета “Фрайе арбетер штиме”, сравнил нападение Сирии и Египта на Израиль в 1973 г. с “гитлеровской попыткой окончательного решения еврейского вопроса”. Многие деятели евр. А. посетили Израиль.
Некоторые активисты евр. А. также
участвовали в деятельности нееврейских
анархистских организаций и движений - А.Беркман
(бывший многолетним секретарем международного
анарх. Красного креста), Э.Голдман, Александр
Шапиро (18…-1946) и другие.
Первая анарх. группа в России (т.н.
интернациональная группа “Борьба”) была
основана в Белостоке весной 1903 г. и целиком
состояла из евреев. Руководил ею Григорий Брумер
(“Борис”). Среди белостокских евреев-анархистов
были Нисель Фарбер (Нисан Черный, 1886-1904), Моше
Шпиндлер (Гроднер), Аарон Елин (Гелинкер),
Судобигер (“Цалька-портной”). Анарх. группы,
почти целиком состоявшие из евреев, возникли в 1904
г. в Житомире, Екатеринославе (руководитель –
Фишл Штейнберг – “Самуил”), Одессе
(руководители - Моисей Мец – “Борис”, Йосеф
Бронштейн – “Беленький”,
Б.Л.Шершевская-Вейсбром – “Шерка”). Среди евр.
рабочих Польши (например, варшавская группа
“Интернационал”), Литвы и Украины анархизм
распространился очень быстро. Однако, с евр. А. на
Западе эти группы не успели установить почти
никаких контактов. Вооруженная борьба с царской
жандармерией и евр. погромы в годы Первой русской
революции привела к разгрому этих групп.
Большинство российских евреев-анархистов
присоединились впоследствии к русским и
украинским группам.
Участие евреев в нееврейских анархистских движениях. Удельный вес евреев в движениях нееврейского анархизма в конце 19 – первой четверти 20 веков был очень велик. Евреями были известные идеологи и практики российского анархизма: И.С.Блейхман (Солнцев, 1874-1921) – лидер Петрогр.федерации анархо-коммунистов, Д.И.Новомирский (Янкель Ицкович Кирилловский) – руководитель Южно-русской группы анархо-синдикалистов, Иуда Гроссман (Рощин), А.Ю.Ге (Голберг, 1879-1919), П.Гейцман (“Хаим Лондонский”) – идеологи анархо-коммунизма, Ольга Таратута (Элька-Голда Рувинская, 1876-1938?), Аарон Канторович (“Барон”), Давид Коган, Симон Флешин (1894-1981), Йосеф Гутман (“Эмигрант”) – руководители Конфедерации анархистских организаций Украины “Набат”, поддерживавшей тесные связи с украинской Повстанческой армией Н.Махно. Культурно-просветительский отдел махновской армии в большинстве своем состоял из евреев. Председателем Реввоенсовета махновцев и организатором конфедерации “Набат” был В.М.Эйхенбаум (Волин, 1882-1945, отец еврей). Среди полевых командиров и в разведке махновской армии также были евреи – Абрам Шнайдер, Макс Чередняк (1883-…), Л.Н. Задов (Лейб бен-Иеhуда Зиньковский, 1893-1937), его брат Даниэль Задов, Я.Глагзон, Х.Цинцинер. Режиссером походного театра махновской армии был Лейб Лихстенлейб (“Лев Грозный”). Жена П.А.Кропоткина была еврейка (С.Г.Рабинович). В русских эмигрантских анарх. организациях (1920-е –1950-е гг.) было много евреев, среди них – Н.Лазаревич (1895-1975), Ида Метт (Гильман, 1901-1973), Молли Штайнер (1897-1980), М.Корн (Мария Исидоровна Гольдшмит, 1858-1936).
В нееврейских анарх. организациях в Западной Европе и США, ассимилированные евреи часто играли роль идеологов: в Германии - Густав Ландауэр (1870-1919), Эрих Мюзам (1878-1934), отчасти Франц Оппенhеймер (1864-1943), Георг Штайн, Эрнст Толлер; во Франции – Бернар Лазар (Мариус, 1865-1903), к концу жизни пришедший к сионизму, участник второго Сионистского конгресса (1898); в США – Пол Гудман (1911-1972), философ, последователь Кропоткина. Американский анархист, известный ученый-лингвист Ноам Хомский (р.1928) с 1967 г. выступает с резкой критикой политики Гос-ва Израиль, при этом считая себя сторонником “негосударственного сионизма”. Сидни Соломон - один из ветеранов американского анархистского движения.
Отношение нееврейских анархистов к еврейскому вопросу и Государству Израиль. Юдофобские взгляды Прудона и Бакунина не нашли развития у поколений анарх. идеологов более позднего времени. Начиная с 1880-х гг., с развитием евр. рабочего движения, отмечается усиление симпатий к нему со стороны неевр. анарх-в. Идеологи анарх-ма – неевреи – Кропоткин, Элизе Реклю, Себастьян Фор, Луиза Мишель – были интернационалистами и боролись с антисемитизмом. В деле Дрейфуса франц. анархисты находились в лагере дрейфусаров. Резкую реакцию в прессе и демонстрации протеста анарх-в вызвал Кишиневский погром (1903 г.). Кропоткин называл антисемитов “сволочью”. Часть русских (Л.Черный), франц. и амер-х анарх-в-космополитов были противниками поддержки нац.-осв. движений и даже национальных культур, т.к. это означало бы поддержку “национализма”. Макс Неттлау писал, что “политический национализм является могилой национальной культуры”. Кропоткин был сторонником развития национальных культур, в частности еврейской на языке идиш, и склонялся к поддержке нац.-осв. движений (например, писал, что “чураться национальных движений нам не приходится… Где бы люди ни восставали против гнета… тем более, национального – мы должны быть с ними”). Кропоткин позитивно оценивал культурную программу Бунда. При этом он был противником сионизма, т.к. не верил в возможность постр-я евр. нац. очага при неблагопр-х географич-х условиях Палестины. Неприятие политич. сионизма не мешало ему поддерживать личную дружбу со сторонниками сионизма среди евр. анархистов (например, с Золотаревым). Некоторые анархисты-неевреи активно поддерживали идишистов, сами изучали идиш и даже писали на нем (Р.Рокер, Вольтарина де Клер). После Катастрофы восточноевроп. еврейства антисионизм неевр. анархистов, в целом, сходит на нет, и растут симпатии к Израилю. В этом позиция современного анархизма кардинально отличается от антисионистской и – иногда - антисемитской позиции “новых левых”. Другом Израиля был нем. анархист Августин Зухи, неоднократно посещавший страну и выступивший с серией просионистских статей в евр. анарх. прессе и с произраильскими речами на международных анарх. конгрессах. Полны симпатий к Израилю были статьи герм. анарх. журнала “Фрайе гезелшафт” в 1980-х гг. Опыт киббуцов интересовал европейских анархистов, публиковавших статьи на эту тему в журналах “СНТ” (Испания) и “Фридом” (Англия) в 1950-х – 1980-х гг. Большой популярностью в современном анархизме пользуются философские взгляды М.Бубера (1878-1965). Значительное место идеологии сионизма и филос. концепций иудаизма отводится в “Энциклопедии анархизма”, выходящей с 1994 г. в Германии. Во второй пол.1990-х гг. отмечается рост интереса к языку идиш в среде неевр. анархистов. “Анархистский Архивный Проект” в США (Кембридж, Массачусетс) и “Библиотека Кэт Шарплей” (Лондон) совместно издали “Идиш-анархистскую библиографию” с оригинальными текстами на идиш (1998). Эти организации находятся в постоянном контакте с ИВО, а их руководители изучают идиш. Во Франции и Италии нееврейскими анарх. издательствами в 1998 г. выпущены книги об участии идишистов в междунар. анарх. движении. Реклама вышеперечисленных изданий публиковалась в зап.-европейской анарх. прессе в 1998-1999 гг. Итальянские анархисты из орг-ции “Центро студи либертари” (Милан) организовали международную конференцию на тему “Анархизм и иудаизм” (Венеция, май 2000 г.).
Анархизм в Израиле. Анарх. идеология проникла на территорию Палестины в пер. Второй алии. Среди мыслителей, так или иначе связанных с анархизмом, оказавших влияние на формирование идеологич. взглядов ишува того периода, можно назвать Моше Гесса (1812-1875), Б.Лазара, Г.Ландауэра, Ф.Оппенhеймера, П.Кропоткина, М.Бубера. Теории анархо-синдикализма наложили определ.
Отпечаток на идеологию Поалей Цион, Цеирей Цион, Ге-Халуц, Ахдут hа-Авода, Гдуд hа-Авода, киббуцного движения, и повлияли на таких деятелей, как И.Табенкин, Б.Каценельсон, Й.Трумпельдор. Анархисты, прибывавшие в страну в первой четверти 20 в., не были, как правило, организованы в группы и проживали, в основном, в киббуцах. Почти все они были приверженцами гебраизма и не имели контактов с евр. анарх. движением в Западной Европе и Америке. В ходе гражд. войны в Испании многие анарх. из Палестины воевали на стороне республиканцев. После поражения республиканцев в Палестине поселился испанский анархист Йосеф Ротем, ставший киббуцником. Анарх. влияние было заметным в киббуцах Тель-Йосеф, Эйн-Харод, Афиким. Среди анархистов-киббуцников 1930-х – 1940-х гг. выделялись Ицхак Тавор, Натан Хофши, Исраэль Рубин, Хохhойзер, а также один из основателей киббуца Квуцат Кинерет Аhарон Шидловский (1892-1979). В 1933 г. в Хайфе поселился Я.-М.Залкинд (1875-1937) – один из религиозных активистов анархо-идишизма.
После окончания Второй мировой войны в страну прибыло некоторое количество анархистов – беженцев из стран Вост. Европы (в осн., из Польши). В нач. 1950-х гг. в Тель-Авиве действовала группа Элиэзера Гиршауге. В 1958 г. в Израиль из США репатриировался Абба Гордин. С его появлением были налажены связи с западноевроп. и американским евр. анарх. движением, и израильский анархизм приобрел ярко выражаенные идишистские черты. В 1959-1960 гг. А.Гордин основал в Тель-Авиве всеизраильский клуб анархистов-идишистов – “Агудат шохрей хофеш”, издававший ежемесячный литературно-философский журнал “Проблемот\Проблемен” на двух языках – идише и иврите. В числе авторов журнала был известный изр. философ Йоханан Тверский (1900-1967). После смерти Гордина (1964) редакцию возглавлял Шмуэль Абарбанель, а с 1971 г. до самого закрытия журнала (декабрь 1989) – Йосеф Люден (р.1908, Варшава – ум.2002, Тель-Авив), писатель, поэт и журналист – идишист, участник междунар. анарх. конгрессов. В 1960-е – 1980-е гг. влияние журнала ощущалось в среде Союза писателей и журналистов Израиля, пишущих на идише. С 1971 г. журнал стал называться “Проблемен” и выходил только на идише. При редакции журнала существовало одноименное книгоиздательство, в 1960-х – 1990-х гг. выпустившее около 15 книг на идиш (поэзия, проза, анарх. публицистика). Неск. книг издат-ва были переведены на иврит, одна – М.Гончарок, “Очерки по истории еврейского анархистского движения” – издана в Иерусалиме на русском яз.; переиздана в исправленном и дополненном виде в 2002 г., под назв. “Пепел наших косторов. Очерки истории еврейского анархистского движения (идиш-анархизм”). Члены “Агудат шохрей хофеш” до самого закрытия клуба (сер.1980-х гг.) и авторы журнала считали себя сионистами и патриотами Израиля, при этом резко негативно относились к государственной политике в самых разных сферах и бюрократизации общественных институтов. После закрытия “Проблемен” Й.Люденом была предпринята попытка реанимировать анарх. прессу в Израиле – вышел 1 номер журнала “Фрайе штиме” (сентябрь 1991). Это было последнее в мире анархистское издание на идиш.