МАНИФЕСТ – 98

С момента выхода предыдущего Манифеста прошло время и настала пора подвести общий итог этим годам. Естественно предположить, что обобщение будет проводиться исходя из пунктов и выводов Манифеста – 93.

Что могло измениться в концепции понимания того, что Анархия, являясь идеей свободы личности, акратии и антиэтатизма, в то же время есть Путь, направление развития к Свободе, где формы и методы достижения цели – самые разнообразные? Ничего. Единственная поправка возникла в рецептах Пути. Стало ясно, что не всегда прямая есть кратчайшее расстояние между точками.

Анархизм сегодня:

Первый факт: не произошло широкого и массового развития движения анархистов, как формы политического развития общества.

Второй вывод о "Едином" Анархизме требует уточнения. При всей разнородности его составляющих появилось нечто общее.

Не делая поспешных выводов из этих фактов, рассмотрим ситуацию в обществе в целом.

2.

Итак, что было пять лет назад?

… определилось противостояние либералов и тоталитаристов. Под этим понимается следующее:

  1.  
  2. Существует блок весьма малочисленных, групп интеллигенции, новой буржуазии, общественных движений (казаки, шахтеры, профсоюзы), стремящихся к либеральному политическому режиму. Казус ситуации в том, что форма политического правления ими мыслится как авторитаризм.
  3.  
  4. С другой стороны – более мощное, но крайне пестрое и раздробленное движение тоталитаристов, стремящихся к жесткому политическому режиму на основе старой бюрократической машины. Казус в том, что крайне этатиское, госмонополистическое движение в стремлении к власти апеллирует к представительской форме правления.
  5.  
  6. Пикантность ситуации добавляет свершившийся национал бюрократический феномен полунезависимых государственных образований.

На сегодня политическая ситуация радикально не изменилась. Так же существуют две враждующие группировки, НО! Идеологически сейчас произошла персонификация группировок и главное, нет и в помине борьбы идеологий, т.е. либерализма и тоталитаризма. Везде господствует идея жесткого этатизма, но связывается это с разными именами политических проституток. Таким образом произошло некое усреднение стандартов идей политических режимов и форм правления. Идея жесткого этатизма, как с той так и с другой стороны, привела к братоубийственной войне на Кавказе.

Экономическая ситуация характерна для стадии развивающихся стран с неустойчивыми: политическим режимом, государственным устройством, формой правления, что типично для государств с постдиктатурным периодом развития, когда не определена экономическая модель развития общества.

В триединстве экономики: финансы, промышленность, сельское хозяйство – слабым звеном являются финансы. Именно деньги служат показателем кризиса экономики и становятся причиной углубления кризиса и противоречий между городом и деревней, новой и старой буржуазией и детонатором социальных взрывов.

Феномен экономической ситуации заключен в том, что временной отрезок кризиса длителен, а бюрократическая инерция настолько сильна, что эти противоречия можно и не ощутить как резкое изменение или взрыв в глобальном масштабе (если не считать денежной реформы).

На сегодня монетаристкая политика наиболее преобладающая сторона действий правительства. Если промышленность оно бросило на самовыживаемость, а по существу на бесконтрольный передел собственности между кланами капиталистических монополий, то денежное обращение оно держит как утопающий соломинку, ибо знает, что без монополии на это обращение, никакой монополии на власть у него не будет.

На сегодня выявился характерный признак современного капитализма - сформировались устойчивые группы финансово-промышеленной олигархии. Можно спорить насколько они устойчивы, сильны, кто туда входит, насколько они реально влияют на экономику и политику. Но они есть, и этот фундаментальный признак современности надо принимать в расчет. Кроме этого, появились признаки вхождения в мировую экономику, как раз тогда, когда это не следует делать ( биржевой кризис, однако), не с той стороны ( перепродажа акций, не самый прямой путь инвестиций), а главное - там никто этого не ждет.

Для полноты картины добавим оценку общества в целом. Сложившиеся морально-политический климат отягощен маниакально-депрессивным психозом гражданской войны и шизофреническим синдромом борьбы за власть политиков-параноиков. С другой стороны, общество представляет собой сомнамбулу, загипнотизированную дебильно-олигофреническими средствами массовой информации и импотентной, в творческом отношении, масскультурой.

Ну, что тут можно сказать. Психоз гражданской войны, переросший в психический криз Кавказской войны, превратился в устойчивый маниакальный синдром ущербности и деградации власти, который она компенсирует нагнетанием истерии по поводу неосторожного пука дебильного старого маразматика. Этот театр абсурда сомнамбулическому обществу как раз в тему, ибо воспитанный на олигофренических сериалах, оно не способно увидеть весь ужас своего положения. Ужас же его положения не в том, что ему грозит экологическая катастрофа или вырождение, эти страшилки как раз из области сериалов. Ужас его положения в том, что оно унижено до твари дрожащей, ибо каждый народ достоин своего правителя.

3.

Здесь как и в прошлый раз посмотрим что из всего вышесказанного следует. Если в предыдущих главах задавались, по существу, вопросы: "Что?" и "Почему?", то здесь попытаемся ответить на эти вопросы.

  1.  
  2. Широкое, массовое общественное движение на базе Анархизма не возникло, потому что:
  1.  
  2. Анархо-социалистическо-коммунистические идеи не отвечают интересам масс. Массы нуждаются в кормушке и патернализме, к которым им проще прийти через этатизм и конформизм. Добавить неча, токо слезу смахнуть.
  3.  
  4. Для большинства неприемлемы постоянное движение и конфликт. Подтверждается старая истина, что опора анархизма – личность, но не массы. Таким образом, отсутствие массового движения – естественно. Добавим только, что соответственно, нет не только просоциальных проанархических массовых движений, но и анархо-капиталистической тенденции в обществе, т.к. не существует социальной волны потребности в собственности, как самоидентификационной константы индивидуума.

Однако, то за эти годы, по косвенным данным, прорисовалась устойчивая группа людей, которые не просто критически относятся к власть придержащим, но и по мере своих сил доносят эту критику до цели. Их мало, но счет идет не как у убеждённых анархов на десятки, а на тысячи. У них нет точно очерченной идеологии, но они однозначно критичны ко всем политическим партиям и идеологиям, они себя идентифицируют по разным критериям, но всегда отрицательно к государственной власти.

Следующее, что хотелось бы пояснить это Пятый вывод. Смелое утверждение, что: " На сегодняшний момент все более и более выкристаллизовывается современная теория Анархизма," основано на том факте, что на сегодняшний момент существует много письменных работ современных анархов по проблемам теории и практики Анархизма ( на это указывается еще в нашей работе "Увертюра анархиста" "КА" № 6), что говорит о постепенном взрослении анархов.

Шестое превратилось в правило Анарха: “ Откровение Свободы, личное дело каждого”, только потому, что пока не выстрадаешь, сам, лично, то для чего тебе нужна Свобода, а не только отчего, и никакие листовки, теории или action direct не сделают из совка Анарха.

Седьмое. Произошло выделение двух, наиболее общих, крыльев Анархизма – левого и правого. Различие в отношении к собственности и товарно-денежным отношениям, как направлениях развития пути Анархии и Анархизма. Седьмое перестало быть актуальным, но это отнюдь не повод для сглаживания идейных противоречий между различными подходами к реализации Пути. Безусловно, что достаточно мелко зацикливаться на товарно-денежных отношениях и на их роли в современном мире, однако, всякий кто берет проблемы личности, как основу идейных убеждений, сразу сталкивается с собственностью. Это и: собственное "Я", общество и индивидуум, чувство собственного достоинства и т.д. и т.п. И везде присутствуют отношения, которые вольно или невольно превращаются в Т.-Д.

Восьмой вывод был и будет злободневен, недостаток средств подчеркивает отчужденность общества от проблем Свободы. И это не вина анархов, а беда, как и отсутствие массовости.

Девятое. Ум - разум оттого, т.к. стало понятно, что всякое этатисткое движение с национальным оттенком однозначно ведет к этатизму крайних форм, без всяких либералистических отклонений.

Десятое. Как следствие того, что нет социального запроса на общественные и индивидуальные формы эмансипации, вместе с безденежьем и сектанством, анархам свойственно отсутствие прочной и сильной пропаганды. Но здесь как раз тот случай, когда не нужно сильно жалеть, ибо каждый приходит к идее Свободы самостоятельно.

Одиннадцатое. Обмен инфо и налаживание связей на сегодня уже не злободневная задача. С этим более или менее анархи справились. Другое дело, что сегодня нет боевого опыта у анархов Евразии для передачи их собратьям по разуму во всем мире. Если вспомнить историю, именно этот опыт анархи Евразии внесли в копилку мирового Анархизма, как в практическом, так и в теоретическом плане.

Двенадцатое. Спорадическое и дискретное движение анархов является формой существования Анархизма, как следствие описанных выше причин. Ничего смертельного в этом нет. Более того, это соответствует современному развитию, становления мира. И как раз современность, нам преподает урок того, что нельзя искать по старым рецептам формы организации. Везде, где пытаются это сделать, всегда происходит не то, что хотелось бы.

4.

В заключении можно процитировать Манифест - 93:

Подведем итоги (разумеется, неполные, как и сам анализ):

Эти выводы актуальны и сегодня, с поправкой на созревший монополистический капитал ( семибанкирщину), т. е. сегодня можно сказать о кристаллизации, в отношениях собственности, определенных признаков монополистического капитализма. Самое примечательное, что это все произошло без буржуазной революции классического типа, в том числе и без формирования класса мелких и средних собственников. Вот еще один пример спорадического и дискретного в современном мире.

Сегодня уже поздно жалеть о либеральном развитии общества, то чего нужно было бояться пять лет назад, случилось - система общества превратилась в дебильно-патерналистическое стадо, с клерикально-монархическим уклоном. На сегодня есть только один способ бороться с этой непрухой - переждать ее и искать, искать и искать новое: людей, идеи, методы. Нынешняя система общества, изначально сложена с большим коэффициентом структурной усталости, а потому новый надлом нужно ждать в любое время.

документы

Hosted by uCoz